О проекте
Онлайн-сервис спортивных трансляций OKKO Спорт предлагает подписчикам просмотр крупнейших спортивных мировых событий, в том числе матчей Английской Премьер-лиги, Кубка и Чемпионата Аргентины, MMA-турниров Bellator, теннисных турниров ATP 250 и многих других. По мере развития сервиса возникла потребность в запуске на своей платформе аналога линейного канала.
Павел Ерофеев, LiveOps Team Lead в OKKO: “У компании есть проект со спортивными барами: они берут в аренду медиаплеер и получают подписку на OKKO Спорт. Поскольку у нас video-on-demand, то конкретный матч нужно включить в определенный момент. Мы начали получать фидбэки от баров, что это неудобно – они хотели, чтобы непрерывно шла трансляция. Кроме того, в нашем портфеле есть спортивные события на других континентах, которые смотреть по московскому времени неудобно. Плюс накопилось много спортивного контента, который можно показывать не только во время прямых трансляций, а крутить нонстопом на линейном канале. Так появилась идея сделать некий аналог линейного канала из контента, на который у нас есть права”.
Соответственно, возникла необходимость в решении для автоматизации эфира. В неделю на канале проходят от 10 до 15 прямых эфиров, в день – до трех прямых трансляций, поэтому возможность бесперебойного ведения “лайвов” являлась одним из главных требований для плейаута.
Задачи
Перед инженерами компании Стрим Лабс были поставлены следующие задачи:
- Организация вещания 24/7 с возможностью включения прямых трансляций, с наложением графики.
- Возможностью будущих наработок, интеграций.
- Возможность удаленной работы выпускающих редакторов. Настройка удаленных рабочих мест.
- Работа с большим количеством внешних линий (больше 8).
- Надежное резервирование воспроизведения.
Дополнительные задачи по кастомизации:
- Управление матричным коммутатором видео сигналов Evertz.
- Интеграция с ввода-вывода SDI AJA Corvid 88
- Расширенные возможности графического оформления
Интеграция с Evertz
В задачи разработчиков Стрим Лабс входила интеграция с матрицей Evertz для коммутации входных сигналов, которая была успешно выполнена. Также была произведена интеграция с протоколом управления Evertz по SNMP – вся линейка оборудования, которая управляется Evertz по SNMP, теперь доступна для управления из VPlay.
Максим Веремеев, владелец продукта в Стрим Лабс: “Переключать живую трансляцию матча можно как сигнал с VPlay – все коммутации идут именно из самого плейаута”.
Платы
Компанией была поставлена задача – интеграция с платами ввода-вывода SDI сигналов AJA Corvid 88. На их базе, в результате, был построен вещательный сервер.
Графика
Максим Веремеев, владелец продукта в Стрим Лабс: “Специально для проекта Okko мы дополнили нашу стандартную графику. Необходимо было, чтобы динамически менялась информация – картинки, графики”.
Павел Ерофеев, LiveOps Team Lead в OKKO: “С одной стороны, графика у нас простая. У нас нет супер-анимации. Есть логотип канала, есть плашка, повторы и прямой эфир. На повторах плашка одна, но мы там указываем некий текст – от какого числа идет повтор. С помощью графики мы показываем, какой событие идет в данный момент и что будет следующим”.
Транскодер
Одна из важных потребностей телеканала OKKO – интеграция плейаута с транскодером Ateme, который формирует IP-сигнал из SDI.
Павел Ерофеев, LiveOps Team Lead в OKKO: “У нас уже был сформирован некий пайплайн, построенный таким образом, что мы из студии, из редакции получаем готовый сигнал. Дальше уже наши транскодеры, согласно расписанию, делают всю остальную работу. Поэтому нам было проще от Vplay получить просто готовый сигнал. На момент старта нам нужно было установить плейаут-сервер, а ресурсы, чтобы этот сигнал дальше скодировать и спакетировать, у нас есть”.
Система резервирования
Вещание организовано с двух серверов – основного и резервного. Серверы по конфигурации полностью идентичны, они вещают полностью одновременно и зеркально.
Максим Веремеев, владелец продукта в Стрим Лабс: “Мы можем взять один сервер, выдернуть его, грубо говоря, из розетки и на эфире это никак не отразится. Это обеспечивает максимальную безопасность. Лицензия стоит чуть дороже, но это обеспечивает полную надежность”.
Удаленное рабочее место
Сервером VPlay можно управлять по IP с удаленного рабочего места посредством отдельного приложения. Благодаря отработанной интеграции с Oplan, этой системой тоже можно управлять с удаленного рабочего места и отдельного приложения.
Максим Веремеев, владелец продукта в Стрим Лабс: “Когда был карантин, мы настроили для редакторов удаленную работу и разнесли рабочие места. Редакторы запускали рабочий интерфейс на домашнем ноутбуке и загружали изменения по сетке на сервер, который стоит в офисе, изменения в расписании”.
Мониторинг
В VPlay есть функционал встроенного мониторинга точек коммутации видео сигналов – входных линий, формируемой программы и энкодеров. Если по какой-то причине сигнал пропадет, VPlay это автоматически распознает и переключается на заранее настроенные резервный канал или аварийную заставку. Это обязательный функционал для прямых эфиров. Vplay позволяет избежать неприятных ситуаций – появления красного или черного поля в эфире.
Архитектура
Архитектура программы клиент-сервер. Непосредственно на серверах вещания установлено ПО конфигурации. На рабочих местах выпускающих и редакторов – установлен единый комплект ПО для управления эфиром и создания расписаний. Существующая система разделения доступа позволяет работать с одним и тем же каналом разным сотрудникам с несколькими ролями. Также можно ограничить права каналами. Если компания запустит четыре канала, у каждого оператора или редактора будет доступ только к своему каналу. Это позволяет разделять единые ресурсы сервера между несколькими различными владельцами каналов.
Процесс работы с VPlay
Максим Веремеев, владелец продукта в Стрим Лабс: “На внешний участок тракта приходят файлы, которые редактор обрабатывает и отправляет по сети. Файлы проходят через трафик-менеджер Oplan и кладутся на VPlay. Сигнал с VPlay уходит на матрицу, где происходит коммутация и дальше через транскодер уходит в сетку. Из файлов создается эфирное расписание – как на обычном телеканале. Но при этом сигнал приходит на матрицу и любой вход можно коммутировать как вход на VPlay, что дает возможность делать врезки прямых эфиров без файлов. Соответственно, расписание выглядит так: один за другим идут вставки, анонсы, например, и часть прямого эфира. Тракт построен на SDI. С каждого сервера два выхода – один SDI-выход с Vplay уходит на матрицу, а второй IP-выход уходит на мониторинг”.
Итог
В результате сотрудничества со Стрим Лабс компания OKKO получила полноценный эфирный канал. Планирование, оперативные изменения, формирование отчетов, работа с прямыми эфирами и интерактивная графика – все входит в функционал единого ПО VPlay. Разработка и внедрение проекта заняли два месяца.
Максим Веремеев, владелец продукта в Стрим Лабс: “Этот проект, фактически, – замена на VPlay классического тракта, который ставят у себя крупные ТВ компании. Входная коммутация матрицы, графика, коммутация внешних линий, резервирование канала, управление резервом – мы закрыли все эти потребности одним ПО.
Представитель OKKO: “Главный плюс этого проекта – скорость запуска. Раньше нам казалось, что организовать линейный канал – это долго, тяжело и дорого. А с VPlay для этого нужны вменяемые деньги, небольшое количество людей и контент. В результате от постановки задачи до запуска прошло два месяца. Второе преимущество – гибкость системы, возможность развивать и докручивать ее. Третье – максимальная вовлеченность инженеров компании для решения наших задач. Нам нужно было прикрутить автоматизацию к матрице Evertz, интегрироваться с платами AJA, которые изначально не поддерживались плейаутом, все это инженеры компании доработали и адаптировали под наши задачи. В компании не боятся идти на какие-то решения, чтобы подстроиться под нужды клиента”.
Сегодня у OKKO вещает один линейный канал. Второй работает в тестовом режиме как площадка для экспериментов, куда загружается тот же плейлист. Приобретена лицензия еще на третий канал, который пока в планах.